ГлавнаяБанкиЭнергобанк, АКБ, ОАО, дополнительный офис

Развитие инновационной политики

Инновационная политика государства связана, прежде всего, с созданием особых экономических зон (технико-внедренческих или инновационных). Попытки развития инновационной сферы предпринимались еще в конце прошлого века. Однако долгое время они касалась исключительно областей Миннауки и Минобразования. Попытки преобразований шли слабо, инструменты влияния практически были представлены только государственными фондами техники, науки и образования.

Но, тем не менее, кое-какие шаги были предприняты еще до создания ТВОЭЗ. Это, прежде всего, технопарки (научно-технические). В них предполагалась значительная доля производства в сфере высоких технологий. Около десятка таких парков были созданы в полном масштабе, остальные были конгломератом мелких предприятий, находящихся на территории НИИ, университетов. Поэтому была разработана программа инновационно-технологических центров, которая стала вторым этапом развития науки и техники.

Но так как ресурсы фондов и ведомств были ограничены, на развитие инфраструктуры их не хватало. В ход шли сложные схемы поиска средств. Поэтому привлечение Министерства экономического развития к разработке инновационного направления экономики стало верным шагом. Этот орган способен был включить инновационную сферу в общую экономическую стратегию РФ. Такое решение сразу же принесло плоды в виде повышения значимости роли сферы инноваций, создания специальных программ, одна из которых ОЭЗ.

Другие программы были призваны поддержать малый бизнес (микрокредитование, региональные венчурные фонды и Российская венчурная компания, бизнес-инкубаторы, программы по поддержке экспорта, сертификации) и тоже давали шанс поднять инновационный участок экономики. Для получения хорошего результата проводимой инновационной политики, необходимо было вложение больших ресурсов, не только государства, но и частного предпринимательства. Также нужно было представлять перспективы развития.

Об этом говорит и опыт других стран. В них сначала был проведен анализ, сделаны прогнозы, на их основании разработан план развития инновационного направления. Для выполнения плана разрабатывались тактические решения в виде государственной поддержки, привлечения капитала, проведения соответствующей общественной политики. Такого рода исследования проводились в Соединенном Королевстве, Швеции и других странах. Причем в Швеции они делались по инициативе частных предпринимателей.

Даже страны, которые могут позволить вложить в разные направления значительные ресурсы (например, США), проводят исследования, чтобы выбрать приоритетные направления. В условиях ограниченных ресурсов нашей страны это тем более необходимо для того, чтобы развивать перспективные сферы, полноценно вкладывая затраты именно в них. Россия не сразу пришла к необходимости использования форсайта для анализа, однако в 2007 году были заложены средства для проведения таких работ. Первым шагом к развитию инновационного направления стало определение приоритетных сфер.

На их основе разрабатывалась общая стратегия развития, однако на ее полноценную доработку не хватало времени в связи с ограничением сроков конкурсов по ОЭЗ. При проведении последующих конкурсов уже пользовались разработанной стратегией и предварительными исследованиями по научно-техническому потенциалу РФ. Для дальнейшего развития требовалась хорошими координация между всеми участниками проекта, заинтересованность на государственном уровне, активное участие профильных ведомств.

Кроме того, инновационные зоны должны были быть укомплектованы компетентными кадрами, а для этого необходима была программа по их подготовке. То есть, для успешного проведения инновационной политики нужна была совместная работа не одного главного ведомства, а многих смежных. Агентство отвечало за развитие инфраструктуры: здания, сооружения, дороги, коммуникации, энергетика. Кроме того, к инфраструктуре относились организации поддержки (венчурные фонды, бизнес-инкубаторы, инновационные центры).

В тоже время для проведения инновационной политики было налажено сотрудничество с Минобразования и науки, Росатомом, Мининформационных технологий, Минпромэнерго и рядом других. Это сотрудничество не всегда шло гладко, и на координацию работы ведомств потребовалось значительное время. По этим причинам развитие инновационной сферы шло не столь динамично, как могло бы. Ситуация изменилась, когда пришло понимание того, что инновационное развитие экономики нужно не только ученым, но и, прежде всего, государству.

Была признана необходимость прогнозирования и определения приоритетных направлений, разработки стратегии, координации усилий ведомств, привлечение государства и частных бизнесменов. В настоящее время разработана инновационная стратегия развития РФ вплоть до 2020 года. В этой сфере еще существует множество проблем, первая из которых, безусловно, низкий спрос на инновации на внутреннем рынке.

Однако опыт создания инновационных ОЭЗ в целом оправдал себя. Вместе с тем он нуждается в корректировке в части привлечения инвесторов, так как процент частных инвестиций в этой сфере пока значительно меньше государственных. С начала проведения инновационной политики уже пройден долгий путь, видны результаты, но необходимо продолжать и совершенствовать работу в этой области.

Дополнительные статьи

Аксессуары для автомобиля: зачем стоит их покупать и от чего зависит стоимость на них?

Если машины не оснащены автоаксессуарами, то даже самые крутые из них становятся обычным средством перемещения. Благо сегодня в специализированных м...

Эффективность бизнеса в сети Интернет

При сравнительном анализе экономической эффективности в сети Интернет и его обычного аналога можно выделить ряд факторов положительно сказывающихся ...

Разработка 3D презентации инновационного проекта

Современные идеи проще найдут своих инвесторов, если для их представления будет использоваться разработка 3D презентации инновационного проекта. Сегод...

Бизнес по установке кондиционеров

С модой на евроремонт стала очень востребованной такая услуга как монтаж, продажа и обслуживание кондиционеров. И хотя в этом сегменте рынка конкуренц...

Керамогранит из Китая

Китайская плитка сегодня занимает примерно 30% от общего мирового производства, так что не удивительно, что керамогранит производства Китай встречаетс...

Подводные камни открытия пункта приема металлического лома

Сегодня в России пункты приема металлического лома собственностью государства не являются, но их работа жестко регламентируется на законодательном у...

Новые сообщения форума

Нет сообщений для показа

Последние комментарии

Новости из твиттера

No tweets found.

Статьи о ценных бумагах

Российские фитнес-клубы: сегментация рынка

В России нет четкой классификации фитнес-клубов. Однако определенные категории, конечно же, имеются. Итак, по числу предоставляемых услуг существуют ...

Услуги по предоставлению таможенных баз данных

Развитие современных информационных технологий повышает спрос на статистические данные. Поэтому информационные услуги компаний, специализирующихся в...