ГлавнаяБанкиУрса банк 2

Особые экономические зоны – механизмы развития различных видов

Особые экономические зоны не такой уж давний, но весьма успешный проект. Их в России существует четыре типа промышленно-производственные, инновационные, туристко-рекреационные и портовые. Последние ОЭЗ не совсем обычны и довольно интересны. О них и о других аспектов начального становления экономических зон рассказывал агентству Гарант Юрий Николаевич Жданов в ходе интернет-конференции летом 2006 года. Россия не была родоначальником портовых зон. Подобные существовали в Сингапуре, других странах и успешно развивались. Но если промышленные, инновационные, а чуть позже туристские зоны довольно просто было обеспечить нормативной базой, то с портовыми были определенные трудности.

Согласие на создание таких ОЭЗ очень долго не давал МинФин, так как создание портовых зон требовало очень значительных вложений в инфраструктуру, несоизмеримых с затратами государства на создание зон других типов. Был разработан закон по портовым зонам Агентством по ОЭЗ и Министерством экономики. Согласовать его удалось за короткое время с остальными заинтересованными ведомствами. Исключением, как сказано выше, стал Минфин. Проект был отправлен на доработку и смог вступить в силу только спустя некоторое время. Другим интересным видом стали ТРЗ.

Их создание преследовало основную цель – вывести туристический бизнес РФ на мировой уровень и прекратить отток отдыхающих в Турцию, Египет и другие зарубежные страны. А также внедрить новые технологии в электронной отчетности через интернет, напримемр Контур Экстерн. Нельзя сказать, что к настоящему времени ТРЗ добились поставленной задачи, но все же многое изменилось к лучшему с 2006 года. Вводились ТРЗ в качестве эксперимента, опираясь на мировой опыт. Основной упор в них делался не на льготы, которые уступали льготам в зонах другого типа, а на строительство и реконструкцию первичной инфраструктуры, как в самих зонах (коммуникации, отели, горнолыжные курорты и прочее), так и вне (дороги, аэропорты) за государственный счет.

Для создания ТРЗ в очень многих регионах существовали перспективные условия. Это Алтай, Сибирь, Байкал, многочисленные исторические центры и очень многие другие. Разумеется, выбирались территории с самым большим потенциалом, которые могли привлечь инвесторов. Вообще же общий проект ОЭЗ развивался очень быстро, что особенно удивительно было в условиях российской экономики. Подготовка основных документов по всем видам зон (законов, распоряжений, нормативов, регламентирующих деятельность ОЭЗ и так далее) была практически завершена за один год. В дальнейшем происходила в основном их доработка и изменение в связи с новыми обстоятельствами.

Были и спорные вопросы, прежде всего связанные с землей, инвентаризационными мероприятиями, принятием законов регионами. Для резидентов ОЭЗ вводились льготные налоговые режимы, но привлекателен для них проект был, прежде всего, государственным участием в создании инфраструктуры. Что касается владения землей, то здесь работал следующий механизм: отмена земельного налога на пять, а в некоторых зонах на десять лет, сдача земли в аренду, с последующим правом выкупа. Вообще резиденты условно делились на инвесторов и арендаторов. Первые вкладывали значительные средства в ОЭЗ («Томскнефтехим», «Сибур» и так далее). Поэтому в дальнейшем предполагалось рассмотрение вопроса о выкупе ими земли.

Сам же льготный режим в инновационных и промышленных зонах действовал двадцать лет. В портовых он был установлен гораздо больше из-за дорогостоящей инфраструктуры. Жданов упомянул, что режим может быть изменен в дальнейшем, с учетом всех факторов развития зоны. Разумеется, главной целью создание ОЭЗ было поднятие экономики и получение прибыли. Государство вкладывало весьма значительные финансы. Только в Зеленоградскую ОЭЗ было вложено примерно полмиллиарда рублей за два года. Эти деньги шли на создание офисов, жилья, социальной инфраструктуры. Вообще за три года планировалось вложить около 50 млд. рублей в проект из федерального бюджета и чуть меньше – из местных.

Естественно, свои вклады, которые в некоторых зонах даже превышали государственные, вносили и инвесторы. Опыт зарубежных ОЭЗ показывает, что такие масштабные затраты в среднем окупаются в полной мере примерно за 15 лет. Жданов заявил, что даже самые быстрые из ОЭЗ начнут окупаться не ранее, чем через три-пять лет. Рассчитывали на прибыль и инвесторы. В связи с льготными режимами их издержки были гораздо меньше, чем у похожих компаний вне зоны. Таким образом, они могли платить зарплату работникам в 1,5-2 раза больше средней по стране. Это в свою очередь привлекало в ОЭЗ квалифицированные кадры.

Большую выгоду давали и таможенные преференции. И немаловажной для резидентов была система упрощенного администрирования (так называемая концепция одного окна). В ее рамках резидент мог решить все свои вопросы в одном здании, без лишних проволочек и бюрократии, административные функции не дублировались. Также такая система позволяла эффективно бороться с коррупцией. Параллельно с ОЭЗ Агентство разрабатывало и другой проект – инвестфонды, в которые также вкладывались значительные средства. Проводились заседания комиссии, на которых рассматривались заявки. На середину 2006 года было рассмотрено уже несколько проектов.

Многие из них были отвергнуты. Агентство консультировало составителей проекта, вело активную работу на сайте. Заседания комиссии происходили регулярно, раз в квартал. На каждом одобрялось примерно 3-5 проектов. В настоящее время оба этих механизма – ОЭЗ и инвестфонды успешно функционируют. В целом, результат за эти годы неплохой, хотя некоторые зоны не смогли привлечь инвесторов и оправдать ожидания. Другие же уже приносят прибыль государству и частным предпринимателям.

Дополнительные статьи

Форекс- самый известный финансовый рынок две тысячи двенадцатого года

Форекс- самый известный финансовый рынок две тысячи двенадцатого года. Сегодня финансовый рынок Форекс очень знаменит и о нём наслышан каждый из нас....

ОЭЗ и Инвестиционный Фонд – инструменты развития экономики

Особые экономические зоны (сокращенно ОЭЗ) имеют не такую уж и давнюю историю. Когда в 2005 году вышел закон об особых экономических зонах, он предпол...

Китайская косметика

Большинство пренебрежительно относятся к товарам из Китая. Здесь большое количество производителей и дешевой рабочей силы, а рядом гигантский рынок ...

Современное законодательство. Реестр акционеров.

Требованием Федерального закона «Об акционерных обществах» стало обязательство к акционерным обществам вести реестр своих акционеров. Сведения такого ...

Кассовый чек

Кассовые чеки признаны во всех странах, как самый комфортный и надежный вид наличных денег, когда путешествуешь. Чтобы избежать потери наличных, дос...

Насколько выгодно приобретение своей недвижимости в Болгарии от застройщиков?

Основные достоинства своей недвижимости в Болгарии Многие мечтают о собственном домике на берегу теплого моря, куда можно приехать, чтобы отдохнуть...

Новые сообщения форума

Нет сообщений для показа

Последние комментарии

Новости из твиттера

No tweets found.

Статьи о ценных бумагах

Как правильно воспользоваться финансовыми активами

Прежде всего, финансовые активы представляют собой финансовые требования, дающие право их кредитору на получение платежей, от должника соответствуя за...

Элит-мебель на все случаи жизни

Вне зависимости от эпохи, развития экономики и научно-технического прогресса мебель из ценных пород дерева манит людей своей неповторимой изысканн...