ГлавнаяАналитические статьиСтатьиМесто России на мировом нефтяном рынке

Особые экономические зоны – эксперимент длиной в несколько лет

Особые экономические зоны начали свое существование, как правительственный эксперимент в 2005 году с выходом федерального закона и созданием Агентства по управлению ОЭЗ (ныне упраздненного). О режиме эксперимента говорил почти год спустя в ходе его руководитель в интернет-интервью агентству Гарант. Основные цели и задачи ОЭЗ, которым в их развитии руководствуются и сейчас, уже были четко поставлены. Это подъем определенных секторов экономики: науки и инновационных технологий, промышленного производства, туристической сферы. Это также создание системы реально работающего конструктивного взаимодействия между государством и частными предпринимателями. В рамках поставленных задач Агентство исполняло функции регулирования правовых вопросов, оказывала государственные услуги.

Не стоит думать, что запуск проекта ОЭЗ был встречен ликованием и энтузиазмом. У страны уже имелся довольно негативный опыт подобных экспериментов. В конце двадцатого века были попытки создания свободных экономических зон, которые не увенчались успехом. Однако новый проект имел существенные отличия от предыдущего. Налоговые и таможенные преференции, хотя и вводились, но не были главным в проекте. Основное, на чем строились ОЭЗ – государственные вложения в инфраструктуры и улучшенная система администрирования. Подобные зоны к 2005 году успешно функционировали в 120 различных странах и давали годовой оборот экспорта 600 млд. долларов. Около 50 млн. человек было так или иначе занято в работе ОЭЗ. Российский проект начался с изучения мирового опыта и создания нормативной базы.

Первоначально были выработаны документы по инновационным и промышленно-производственным зонам. Затем началась разработка нормативных актов по туристско-рекреационным зонам. И, наконец, позже, был запущен проект портовых зон. Разумеется, существовали и сложности, спорные моменты, проблемы. Опыт других стран давал знать, с чем придется столкнуться. Так в Китае не все зоны смогли успешно развиваться, некоторые были закрыты. Это преимущественно были зоны, созданные на региональном уровне, без четкого плана и стратегии. В результате они превратились в оффшоры. Поэтому выработка общей грамотной стратегии легла во главу угла. Российские ОЭЗ тоже не все оказались успешными, но все же в целом развивались и развиваются именно благодаря изначально правильной политике.

Одна из задач, стоявших перед участниками проекта, была борьба с коррупцией. В результате системы контроля, создания местных контролирующих советов, контроля со стороны Агентства и независимых ведомств, наблюдения за ходом строительства с помощью веб-камер и так далее можно сказать, что данная задача была выполнена неплохо. Это тем более важно в связи с тем, что на проект выделялись значительные федеральные средства. Уже изначально было запланировано до 50 млд. рублей за первые три года. Огромные средства были выделены и из региональных бюджетов. Льготные режимы в зонах разного типа были установлены различные. В технико-внедренческих резиденты освобождались от налогов местного значения на пять или десять лет. К тому же в ТВЗ действовала льгота в 50 % на социальный налог.

Подобные льготы действовали в некоторых промышленных зонах. Это было связано с тем, что, несмотря на то, что закон рекомендовал даже более жесткий режим, руководство регионов предоставляло свои льготы резидентам для их привлечения в свои ОЭЗ. Вообще, резиденты с самого начала стали краеугольным камнем проекта. Но, тем не менее, не каждое предложение инвесторов могло осуществляться в рамках ОЭЗ. Особые зоны были созданы для реализации перспективных проектов, разработки сфер экономики, имеющих большой потенциал, но требующих значительных вложений. Просто перемещать существующие уже фирмы любого профиля в ОЭЗ для получения ими льготного статуса было бессмысленно. В условиях ограниченности средств, государство не могло поддержать все существующие проекты и выбирало только самое многообещающее.

Так проектов ТРЗ из нескольких десятков были запущено первоначально всего семь, в ТВЗ и промышленных зонах около 80 % предложенных проектов были отвергнуты. Зато в победившие проекты пользовались всей мощью государственной поддержки, и регистрация резидентов для этих ОЭЗ шла активно уже в самом начале. При этом Агентство консультировалось со смежными ведомствами. Таким образом, были отобраны лучшие проекты, созданы органы для контроля их развития (наблюдательные Советы), кроме того был создан Экспертный совет. ОЭЗ с самого начала строго контролировались, что явилось залогом успеха проекта, который из экспериментального превратился в реальный инструмент развития экономики. Многие регионы желали принять участие в проекте ОЭЗ.

Однако необходимая готовность была далеко не у всех. Опасность представляло собой и превращение зон в долгострой, прибыли от которого увидеть было не реально. Законы об особых зонах учитывали специфику конкретных регионов. Так для Калининградской режим ОЭЗ был установлен не на двадцать, а на двадцать пять лет. Существовала необходимость также в дополнительном регулировании развития Магаданской ОЭЗ. Многие регионы, подавая заявку на создание зоны, не подошли к делу достаточно серьезно, не предоставили четких планов и предполагаемых инвесторов, имела место даже фальсификация документов. Многие просто не подходили под требования проекта по своей специфике.

Развитие таких регионов шло через Инвестиционный фонд, который тоже был в ведение Агентства и оказался достаточно эффективным. Для подачи заявок в Инвестфонд Агентство проводило консультации, вывешивало справочную информацию на сайте. В настоящее время уже можно сказать, что ОЭЗ из режима эксперимента уверенно вошли в режим потоковой работы. В связи с вступлением Росси в ВТО в этом году зоны ждут новые трудности, но хочется верить, что проект их преодолеет и будет успешно развиваться дальше.

Не малую роль играло продвижение сайтов для подачи заявок. Компания Vipro выполнит любой сложности.

Дополнительные статьи

Банки города Электросталь

Если вы приняли решение открыть банковский счет или просто хотите оплатить услуги и хотите найти телефон определенного банка Электростали, вы можете в...

Электронный архив

Эффективность работы любой современной организации зависит от грамотного использования технологических возможностей программных продуктов, позволяющих...

Богатейшие люди мира

Для чего составляют списки самых богатых людей мира? Ведь не для того же, чтобы о них поговорили, обсудили, кто больше всех заработал за прошедши...

Рынок современной сантехники

Согласно недавнему исследованию, которое осуществляла компания «КОМКОН-Спб», немногим более половины покупателей в Санкт-Петербурге предпочитают отече...

Несколько идей на тему как открыть кожгалантерейный бизнес

Почему именно кожгалантерейный, спросите Вы? Во-первых, потому, что сейчас в моде аксессуары, к которым и относится данная группа товаров, а еще потом...

Организация собственного бизнеса

Невзирая на сложную экономическую обстановку, которая сложилась в нашем государстве сегодня, имеется множество энтузиастов, которые стремятся организо...

Новые сообщения форума

Нет сообщений для показа

Последние комментарии

Новости из твиттера

No tweets found.

Статьи о ценных бумагах

Краткосрочные кредиты на ремонт

Чтобы жить в постоянном комфорте, мы вынуждены делать в своих домах и квартирах периодический ремонт. В нашем жилье со временем многое выходит из ст...

Детский бизнес

Стремительность современного мегаполиса не позволяет многим семейным парам даже задуматься о расширение семьи. Им кажется, что это создаст проблемы их...