ГлавнаяАналитические статьиСтатьиПервый день лета: стоимость нефти по-прежнему падает

ОЭЗ и Инвестиционный Фонд – инструменты развития экономики

Особые экономические зоны (сокращенно ОЭЗ) имеют не такую уж и давнюю историю. Когда в 2005 году вышел закон об особых экономических зонах, он предполагал создание инновационных и промышленных зон. Поправки, возникшие в результате дальнейшей работы над нормативно-правовой основой ОЭЗ, предполагали также открытие портовых и туристкско-рекреационных ОЭЗ. Главной целью создания ТРЗ являлась необходимость развитие туристического и курортного бизнеса в России, приближение его к мировому уровню, наиболее рациональное использование природных богатств, курортных, санаторных, туристских объектов, оказание оздоровительных и профилактических услуг.

Задачами ТРЗ являлось: обеспечение комфортных условий для инвестиций и предпринимательства; достижение уровня оказания курортных, санаторных, туристских услуг, сопоставимого с мировым; продвижение индустрии туризма и санаторно-курортного сектора экономики на инновационные рельсы. Также в задачи входило развитие регионов, не имеющих промышленного потенциала; реконструкция и развитие инфраструктуры (в том числе транспортной); привлечение зарубежных потребителей; повышение уровня жизни населения, занятого в сфере туризма и отдыха.

Главным отличием ТРЗ было развитие не только внутренней, но и внешней инфраструктуры. В части налоговых и других льгот она уступала зонам иного профиля. Вообще же налоги в различных ОЭЗ предполагали уменьшенный налог на прибыль, освобождение от имущественного налога, земельного налога на пять-десять лет, других местных налогов. В законе об ОЭЗ был прописан запрет на присутствие к моменту создания зоны имущества физических лиц и юридических организаций на ее пределах. Для портовых зон было предложено сделать исключение. Планировалось создавать их в рамках существующих портов (морских и речных), грузовых аэропортов.

ПОЭЗ – самые затратные из всех типов экономических зон. Время окупаемости у них намного больше остальных, стоимость фондов портового хозяйства существенно выше. Поэтому время действия правового режима ОЭЗ в отношении портовых зон было решено значительно продлить (до 49 лет). Кроме того, для ПОЭЗ была предусмотрена особая система регистрации компаний-резидентов. Капитальный вклад в развитие зоны для них был увеличен. Он составил от 100 млн. евро для новых портов, от 50 млн. евро для новых аэропортов, и от 3 млн. евро при реконструкции портов или аэропортов.

На территориях ПОЭЗ действовал режим свободных таможенных зон. Параллельно с ОЭЗ развивался Инвестфонд РФ и проекты в его рамках. Инвестфонд создавался, как часть бюджета РФ, направленная на оказание поддержки значительных инвестиционных проектов. Также как и ОЭЗ, он являлся инструментом для лучшей координации экономических отношений между государством и частным капиталом, стимулирования предпринимательства.

Главными целями создания Фонда являлось привлечение частных инвесторов к проектам, имеющим общероссийское значение; укрепление партнерства между ними и государством; внедрение на отечественную почву зарубежного опыта организации венчурного финансирования. С помощью Инвестфонда планировалось создать условия для диверсификации экономической структуры страны, стабильного роста экономики. Государство оказывало поддержку инвестиционным проектам в широких рамках. Это совместное с частным предпринимательством финансирование проектов (их разработки и внедрения) на договорной основе. Кроме того, государство осуществляло вложение денег в уставные капиталы инвесторов и предоставляло гарантии по таким проектам.

Все проекты проходили государственный отбор по различным критериям. Это, во-первых, качественные критерии. В ходе их анализа определялось, соответствует ли проект приоритетам по среднесрочной перспективе, имеет ли он частных инвесторов, укладывается ли в сметную стоимость, прогнозируются ли в ходе выполнения проекта положительные результаты в социальной связи. Также решение основывалось на заключении инвестиционного консультанта. Кроме того, проекты-соискатели оценивались по количественным критериям: экономическая, финансовая, бюджетная эффективность.

Для утверждения расчетных методик был издан совместный приказ Министерств Финансов и Экономики. Экспертиза каждого проекта проходила в четыре основных этапа. На первом инициатором собирались необходимые документы и подавалась заявка. Второй этап заключался в передаче документов в РосОЭЗ. На Агентство были возложены функции выдачи заключений по соответствию проектов существующим нормам; отбор наиболее перспективных заявок для разработки проектов и смет; помощь в привлечении инвестиционных консультантов дающих заключение по эффективности проекта.

На третьем этапе проекты рассматривались инвестиционной комиссией, выдавалось заключение об их удовлетворении критериям отбора. При успешном результате оформлялся паспорт проекта, в котором были указаны его главные параметры, соглашение и другие документы. Завершающим этапом было направление подготовленных проектов на рассмотрение Правительственной комиссии. В ходе ее заседания принималось решение о возможности поддержки проекта государством. Если решение было в пользу проектов-соискателей, то Правительство утверждало паспорта и перечень проектов.

Затем заключалось соглашение между инвестором и ответственным государственным агентством-исполнителем. При выдаче гарантий также заключались договоры между Министерством финансов и кредитором, кредитором и заемщиком. За ходом выполнение инвестиционных проектов устанавливался контроль, ответственными за который было Министерство экономик и РосОЭЗ, подготавливающее отчеты о степени реализации конкретных проектов. Под Инвестфонды была разработана нормативная база. Это, прежде всего, Положения о Правительственной комиссии и Фонде, а также правительственные и ведомственные акты Министерств Финансов и Экономики.

Вся информация (нормативные акты, форма подачи заявок, перечень необходимых документов и прочее) была выложена на сайте Агентства. Кроме того, Агентство проводило консультации для помощи в составлении заявок желающим стать участниками проекта. Годовой объем финансирования Инвестфондов превышал объем финансирования ОЭЗ. Только в 2006 году он составлял 69,7 млрд. рублей, а в 2008 году уже 91.4 млрд. рублей. Оба механизма – ОЭЗ и Инвестфонд оказались достаточно эффективным инструментом для оздоровления российской экономики, ее ориентации на инновационный путь развития, налаживания связей между государственными структурами и частными предпринимателями.

Дополнительные статьи

Профессиональное агентство недвижимости «Питер-Брокер»

Чем отличается профессиональное агентство недвижимости от квартирных мошенников? Конечно же, наличием офиса компании, его техническим оснащением, фи...

Продажа квартир в Подмосковье в строящихся домах. Как не стать обманутым дольщиком?

Не все могут приобрести квартиру на вторичном рынке жилья, это не по карману молодым семьям и тем, кто имеет не очень высокий доход. Однако жилье в ст...

Ипотека в Германии

Ипотека является для многих едва ли не единственным решением, с помощью которого можно обзавестись собственных жильем. Что касается такого вариант...

ОЭЗ и Инвестиционный Фонд – инструменты развития экономики

Особые экономические зоны (сокращенно ОЭЗ) имеют не такую уж и давнюю историю. Когда в 2005 году вышел закон об особых экономических зонах, он предпол...

Заработываем на сайте

Сегодня можно зарабатывать деньги в виртуальном мире. Вам достаточно создать сайт, раскрутить его, сделать популярным и вы можете себе этим обпеспечит...

Что решает арбитраж?

Арбитражный суд создавался как орган, предназначенный для решения споров сугубо экономического характера. Список дел, попадающих под ведомство арбитр...

Новые сообщения форума

Нет сообщений для показа

Последние комментарии

Новости из твиттера

No tweets found.

Статьи о ценных бумагах

Бизнес семинары как самоусовершенствование

  Один из лучших способов развития современного человека - всегда оставаться на информационной вершине и идти в ногу со временем. Таким методом самос...

Особые экономические зоны: первые итоги и планы на будущее

Об особой экономической зоне (ОЭЗ) «Алабуга» промышленно-производственного типа в Татарстане можно отметить следующее. Эта зона уже начала приносить ...