ГлавнаяАналитические статьиСтатьиРегистрация. Эффективность и влияние на деятельность компаний.

Экспертное мнение

Ведущие специалисты экономики Citi проанализировали работу негосударственных банков России и сделали несколько выводов об их деятельности.

Первое, на что обратили внимание эксперты – неоднозначные результаты 4 квартала 2011 года. Показатель ROE значительно вырос у банков «Возрождение» и «Номос-банка», эти эмитенты показали хорошую динамику, в то время как у банка «Санкт-Петербург» это значение упало более чем на 2 %. Причина такого падения – большие потери по выданным кредитам.

Второй момент, который заинтересовал специалистов Citi – расширение планов российских банков и улучшение перспектив их развития. Размер локальных акция оценивается примерно в 10 миллиардов долларов. Из них около 6 миллиардов было занято у зарубежных стран в 1 квартале 2012 года. Наличие этих средств дает возможность аналитикам прогнозировать рост кредитования. По предварительным оценкам проценты кредитов трех банков могут увеличиться с 10 до 17 % в течение этого года.

Аналитики Citi также отметили, что смягчение условий фондирования является хорошим поводом для стабилизации внутренних ставок банков. Но могут возрасти доходность активов и стоимость собственно фондирования, о чем также предупреждают специалисты по экономике. Если говорить на примере банков, которые упоминались выше, то по прогнозам аналитиков в предстоящем году восстановится рентабельность банка «Возрождение». У «Номос-банка» показатели рентабельности останутся на том же уровне, а вот у банка «Санкт-Петербург» эти показатели несколько сократятся.

Специалисты призывают не паниковать, так как ухудшения качества активов банков в этом году ждать не стоит. Но предупреждают, что рост провизий будет обусловлен причинами, индивидуальными для каждого банка. Так, если верить прогнозам, стоимость риска банков оценивается следующими цифрами. «Номос-банк» - 100 базовых показателей, которые образуются вследствие покрытия кредитных рисков резервами. Банк «Возрождение» рискует на 180 б.п., так как концепция этого банка предполагает формировать провизии консервативными методами. Стоимость риска банка «Санкт-Петебург» составит 200 б.п., так как банк пережил большой убыток по кредиту.

По результатам 4 квартала 2011 года специалисты по анализу деятельности приняли решение повысить EPS на 7 % для всех трех банков. Но оценка ценности капитала снижена до 14,9 % для «Возрождения» и «Номос-банка». В итоге специалисты Citi дали хорошие рекомендации этих банков и одобрили покупки акций.

Банк «Санкт-Петербург» по-прежнему остается на первых позициях у экспертов.

Долгое время наше государство не было практическим помощником частного бизнеса, а многочисленные бюрократические проволочки только тормозили его. О том, что назрели изменения, в правительстве задумывались очень давно. Результатом стал целый ряд проектов, каждый из которых так либо иначе был направление на координацию усилий государства и предпринимателей, их синхронизацию, развитие партнерских отношений. Одним из самых известных таких проектов являются рожденные в 2005 году особые экономические зоны. Особые экономические зоны – важное явление для России.

Еще в самом начале их существования были заложены те принципы, по которым они развиваются и сейчас. Об этом рассказывал радио «Эхо Москвы» руководитель федерального Агентства Жданов Ю. Н. спустя год, после возникновения проекта ОЭЗ. Конечно, важнейшим элементом особой зоны являлись и являются ее резиденты. Что же это были за компании? Прежде всего, представители российского частного капитала, готовые вкладывать деньги в оздоровление отечественной экономики, развитие науку, туризма, промышленности. Однако в качестве инвесторов привлекались и международные компании. С самого начала желающих стать резидентами среди зарубежных компаний было не меньше, чем среди российских.

Одним из первых ласточек стала совместная работа компании «Северсталь-Авто» и «Фиат». Последняя являлась резидентом ОЭЗ в Елабуге. Заинтересованы были во вложении денег в российские экономические зоны и итальянские бизнесмены. Здесь уместно вспомнить «Мерлони», который являлся основным партнером в липецкой ОЭЗ. Поэтому, инвестиции с самого начала шли как от российских, так и от иностранных предпринимателей. Вместе с тем, создание приграничных зон на Дальнем Востоке, границе с прибалтийскими государствами и так далее не планировалось. Естественно, для привлечения частного капитала в ОЭЗ необходим был мощный стимул. Таким стало государственное финансирование инфраструктуры.

Для распределения выделяемых из федерального бюджета средств на местах были созданы дочерние компании. Одной из задач проекта был подъем экономики в регионах с большим потенциалом, но слабым, пока развитием инфраструктуры, таких как Дальний Восток, Сибирь. Хотя начало проекта и было инициировано федеральным законом, но инициатива создания экономических зон исходила от регионов. Именно власти и население регионов были заинтересованы в развитии своего края, подавали заявки на открытие зоны, прорабатывали предложения бизнесменов и искали инвесторов. На региональном уровне готовился проект конкретной зоны, на федеральном уровне создание зоны утверждалось.

Интересно, что уже в самом начале проекта многие упоминали о трудностях, связанных с вступлением России в ВТО, переговоры о котором шли тогда полным ходом. ОЭЗ по мнению некоторых аналитиков могли стать препятствием для этого. Однако Жданов утверждал, что международный опыт говорит об обратном – созданные до вступления в ВТО ОЭЗ во многих странах успешно функционируют. Тут можно вспомнить США, Польшу и другие. Руководитель Агентства заявлял, что ВТО не является проблемой для развития зон. В 2006 году, возможно, так оно и было. Но в середине 2012 года Российская Федерация наконец-то станет членом этой организации.

Многие льготы и преференции, действующие в ОЭЗ, не согласуются с правилами ВТО, поэтому механизм функционирования особых зон придется реформировать в соответствии с этими правилам. Это сделать необходимо таким образом, чтобы не ущемить национальные интересы. ОЭЗ должны остаться эффективным экономическим инструментом и привлекательными для инвесторов проектами. Однако рассматривать ОЭЗ, как универсальное средство для развития экономики во всех регионах тоже нельзя. И это хорошо понимали изначально разработчики проекта.

В России есть области, перспективные в плане тех возможностей, которые предоставляет развитие зон (науки, туризма, промышленности), а есть и многие другие области, нуждающиеся в подъеме, но малоперспективные в плане ОЭЗ. Чтобы проект не превратился в широкомасштабный оффшор, необходимо было работать на перспективу, а это далеко не каждый регион. Поэтому перечень ОЭЗ осознанно не стали расширять. Если говорить об ограничениях в создании особых зон, то главное из них, разумеется, финансовое. Государственный бюджет не безграничен, поэтому и количество ОЭЗ ограничено.

Кроме ОЭЗ федеральное Агентство параллельно занималось инвестиционным фондом РФ. Его финансирование было намного более объемным. Именно этот проект должен был охватить регионы, которые по своим параметрам не подходили для создания ОЭЗ. Таким образом, государство предлагало не один, а много инструментов для развития региональной экономики и видов партнерства с частными предпринимателями. Среди проектов инвестиционного фонда были строительства дорог, открытие платных трасс, развитие и реконструкция промышленных предприятий, строительство фабрик и очень многое другое.

В настоящее время инвестиционные фоны, также как ОЭЗ продолжают развиваться. Так 27 марта на Круглом Столе в Государственной Думе были обсуждены инвестиционные проекты уже на 2013 и последующие годы. Многие регионы уже имеют удачный опыт участия в таких проектах. Среди первых можно назвать Алтай. Таким образом, пройден долгий путь на пути развития партнерских отношений между государством и частным капиталом. Но сделано далеко не все, необходимо работать дальше.

Большенству компаний для развития требуется кредит наличными. Для этого они выбирают надежных кредиторов, которые дают кредит наличными без справок и лишней бумажной волокиты.

Особые экономические зоны прочно заняли немаловажное место в экономической модели страны. Тем интересно проследить эволюции их развития, тем более что история ОЭЗ не такая давняя, она начинается в 2005 году, когда вышел федеральный Закон, и было создано РосОЭЗ. В 2006 году руководителем агентства был Жданов Юрий Николаевич. Из его интервью радиостанции «Эхо Москвы» в июле 2006 года можно увидеть начало тех тенденций, которые вылились в настоящее время в современные ОЭЗ. Юрий Николаевич в первую очередь подчеркнул важность участия государства в создании инфраструктуры ОЭЗ для ее успешного развития.

Надо сказать, что к проекту создания ОЭЗ очень многие поначалу отнеслись с настороженностью, несмотря на то что имелся аналогичный опыт зарубежных стран. Прежде всего, беспокоила проблема коррупции и возможности отмывания денег. Многие люди, знакомые с российскими реалиями, предрекали, что дело закончится тривиальным оффшором в масштабах страны. Однако Жданов утверждал, что при желании возможно сделать ОЭЗ действительно эффективным экономическим инструментом. Он рассказал о международном опыте. В мировом масштабе ОЭЗ курирует структурное подразделение ООН – ЮНИДА.

По их данным на середину 2006 года в мире было около 3000 экономических зон, которые действовали в ста двадцати странах. Всего в работе ОЭЗ занято было примерно 50 000 человек, а оборот экспорта составлял 600 млд. долларов. Подготавливая почву для создания ОЭЗ, Россия, прежде всего, ориентировалась на Сингапурский опыт. В Сингапуре экономические зоны смогли превратить страну в передовую державу. Их опыт затем был перенят Китаем с тем же великолепным результатом. Что касается нашей страны, то ориентация изначально шла на совместную работу государства и частного капитала, для организации которой и было создано Агентство.

Государство выделило для себя приоритетные области, в которых реально было оказать финансовую поддержку по созданию или развитию инфраструктуры, облегчить процесс оформления и, тем самым, дать толчок к дальнейшему развитию бизнеса в них. Уже в первый год были созданы шесть ОЭЗ, в которых работа Агентства и его филиалов значительно уменьшила бюрократическую волокиту для предпринимателей. Разумеется, предприниматели, желающие стать резидентами ОЭЗ, проходили строгий конкурсный отбор. Хотя Агентство начало все-таки с выбора территорий для предполагаемых зон.

Только за первый год существование проекта заявки на создание ОЭЗ подали 72 региона. Из них было отобрано шесть наиболее перспективных проектов, по которым создали 4 инновационные (Зеленоград, Санкт-Петербург, Томск и Дубна) зоны и две промышленно-производственные (Липецк и Татарстан). По задумке инновационные зоны (ТВЗ) должны были стать своеобразными российскими «силиконовыми долинами» и поднять вес и престиж науки. Никто, конечно, не собирался слепо копировать чужой опыт, все делалось в переложении на нашу почву.

Привлекательность ОЭЗ для россиян строилась, несомненно, и на различных льготах (налоговых, таможенных), так в ТВЗ резиденты освобождались от любого местного налога (землю, прибыль, имущество и так далее) на 5-10 лет, в промышленных зонах практически отсутствовали таможенные сборы. Но льготные налоги вовсе не были основной «фишкой» ОЭЗ. Привлекательность данной системы строилась, прежде всего, в государственном финансировании создания и развития инфраструктуры, а также в облегчении административных барьеров. Развитие проекта шло очень быстрыми темпами.

Так, уже в середине 2006 было намечено открытие туристических зон (ТРЗ) для развития еще одной сферы отечественной экономики. Желающими создать на своей территории ТРЗ были 44 региона, однако реально государство могло позволить себе поддержать только ограниченное количество, выбирая наиболее перспективные. Всего первоначально было открыто семь ТРЗ. Побудительной причиной развитие ОЭЗ туристического типа являлось желание вернуть большую часть отдыхающих россиян с заграничных курортов на отечественные, тем самым значительно улучшив экономическую ситуацию в целом.

Конечно, не все регионы подходили для такой цели. Однако существовали и такие перспективные регионы, в которых теоретически можно было открыть зоны разного типа, настолько большим потенциалом они обладали. Для инвесторов, разумеется, наиболее привлекательными регионами были Москва и Санкт-Петербург, но Агентство поставило цель развивать различные области, уделяя внимание не только центру, но, в первую очередь, не столько развитым, но потенциально богатым людскими и природными ресурсами (Дальний Восток, Сибирь, Урал).

Вообще же отношения между государством и частным бизнесом строились по схеме развития инфраструктуры за государственный (федеральный и региональный) счет и помощи частному предпринимательству, желающему открыть бизнес на территории ОЭЗ, сдачи ему в наем земли и помещений. Также крупные компании могли осуществлять строительство за свой счет или выкупить арендуемое помещение в будущем. Истоки самой любопытной из ОЭЗ – портовой тоже были заложены в 2005-2006 годах. Однако портовые зоны стали более долгосрочным проектом, из-за дороговизны своей инфраструктуры. Учитывая мировой опыт, статус было решено дать на 49 лет. В настоящее время в России функционируют ОЭЗ всех четырех типов.

По нашему мнению ОЭЗ подходят для развития бизнеса всех категорий, от малого до крупного. Например, компания, осуществляющая ремонт холодильников, с вызовом мастера по ремонту на дом в Москве.

В 2005 году в России выходом федерального закона был дан старт новому проекту по созданию особых экономических зон. Первоначально планировалось создавать ОЭЗ двух видов: технико-внедренческие и промышленно производственные. Но практически сразу началась подготовка к созданию туристическо-рекреационных зон, позже – портовых. Руководитель ныне упраздненного РосОЭЗ Жданов рассказывал в июне 2006 года на конференции в Агентстве «Гарант», как проходила выработка стратегии развития ТРЗ и ПОЭЗ.

ТРЗ должны были открываться в тех местах, которые обладали значительным потенциалом для развития туристического бизнеса. Таких мест в нашей стране много. Это морские и речные курорты, регионы с уникальной по красоте природой, горные регионы, озера, пещеры. Немаловажным аспектом таких компаний было надежное кредитование, которое могло дать минимальные средства для развития курорта, чтоб компании могли себе позволить купить сауну, например. Вторую категорию составляют места, имеющие историческое значение: памятники архитектуры и культуры, святые места и многое другое. Проблемы найти что-то интересное и привлекательное для туристов, как российских, так и зарубежных не стояло. Проблемы были другого плана: во многих, подходящих по всем параметрам совсем отсутствовала или была очень запущена, требовала серьезной реконструкции инфраструктура.

Создание и развитие инфраструктуры ТРЗ гораздо более затратное дело, чем строительство в промышленной или инновационной зоне. Это связано с тем, что кроме собственно первичной инфраструктуры зоны (комфортабельных отелей, пляжей, коммуникаций и так далее), необходимо было вкладывать средства в строительство вне ее, так как ни один турист не поедет на самое прекрасное место отдыха, если до него будет тяжело и неудобно добираться. Поэтому необходимо было строить или реконструировать дороги, аэропорты, вокзалы. Понятно, что при таком подходе, на все, даже перспективные места, у государства просто не хватило бы средств.

Поэтому выбиралось ограниченное количество наилучших проектов, реализация которых была реально по силам государству и частному бизнесу. Таким образом, из около пятидесяти поданных в первые полтора года заявок, реально были одобрены и приняты только несколько. Рассмотрение заявок происходило на конкурсе. Ему предшествовала доработка нормативно-законодательной базы по ТРЗ, согласование планов развития зоны с экологами (Минприрода), так как ТРЗ не должны были развивать туристический бизнес в ущерб окружающей среде. После всех процедур предварительной подготовки и согласования был выбран состав комиссии, которая и рассматривала заявки, выбрав из них наиболее перспективные.

Большинство успешно функционируют по сей день, предлагая кроме традиционных, такие довольно экзотические виды туризма, как паломничество, спелеология и прочие. Что касается портовых зон, то сложностей с ними было гораздо больше, чем с любым другим видом ОЭЗ. Это связано с сущностью портовой зоны и необходимой для нее инфраструктуры, которая еще более масштабна и значительна, чем для ТРЗ. Действительно, финансирование такого проекта дело очень затратное, рискованное и не окупающееся в скором будущем. Поэтому и срок действия условий ОЭЗ для портовых зон был определен гораздо больше, чем для остальных.

Тем не менее, работы по подготовке нормативных актов, законов, согласованию открытия портовых зон с министерствами и ведомствами, разработке прогнозов их развития к лету 2006 вошла в решающую фазу. Для открытия ПОЭЗ не хватало только согласия Министерства финансов. Поэтому конкурс по портовым зонам планировалось начать в конце года. Завершился он только в 2008 году. Первой открытой портовой ОЭЗ стала зона морского типа в Советской Гавани. Зато по промышленно-производственным зонам, а также инновационным конкурс к лету 2006 года уже был проведен и планировались дополнительные конкурсы.

Параллельно шла работа по проектам Инвестфонда. Им также занималось Агентство, так как заявки могли подавать те регионы, которые по своим критериям не претендовали на открытие ОЭЗ. Поэтому эти два механизма взаимно дополняли друг друга. К 2006 году было подано довольно много заявок, но не все проекты оказались тщательно доработанными и подходящими под условия. Жданов заявлял, что по-настоящему готовы только несколько из них. Одним из наиболее продуманных оказался проект выработки минерально-сырьевых ресурсов в Читинской области. Инициативу по его созданию выдвинула компания «Норильский никель».

Также очень интересные проекты подали Санкт-Петербург (строительство туннеля под Невой) и Ростов-на Дону (реконструкция и замена водоснабжения). Проекты Инвестфонда рассматривались согласованно с другими ведомствами, прежде всего Минтрансом. Их принятие и реализация во многом зависела от качества и степени тщательности разработки самого проекта. Для этого Агентство проводило консультативную работу с потенциальными участниками. Таким образом, Инвестфонд становился более массовым инструментом, а ОЭЗ узконаправленным, зато высокоэффективным.

Огромная работа проводилась по привлечению инвесторов в ОЭЗ. Это, прежде всего, участие государства в создании инфраструктуры, максимально облегченное для резидентов административное управлении, льготы по многим видам налогов и таможенным сборам. Первым резидентом, свидетельство о регистрации которому вручил сам Президент, стала НИО «Сибур» («Томскнефтехим»). Предложений от резидентов поступало множество, и на вторую половину 2006 года была запланирована их регистрация по промышленным зонам. Здесь лидером оказался Татарстан, на второе место вышла Липецкая область.

Кроме российских, привлекались и зарубежные компании. Так основным резидентом был назван концерн «Мерлони». Если говорить о соотношении, то зарубежный капитал составлял примерно 30 % против 70 % инвестиций российских предпринимателей. Иностранные резиденты, пожелавшие участвовать в проекте, в большинстве были представлены крупными концернами, широко известными на мировом рынке. Таким образом, стартовал проект ОЭЗ, который существует и сегодня, постоянно видоизменяясь и развиваясь.

Новые сообщения форума

Нет сообщений для показа

Последние комментарии

Новости из твиттера

No tweets found.

Статьи о ценных бумагах

Растаможивание при ввозе и вывозе грузов

Таможенная очистка товара, по-другому - растаможка это огромный комплекс мероприятий, необходимый для прохождения груза заграницу. Растаможка товаров...

Страхование, виды и роль в жизни каждого человека

Страхование, виды и роль в жизни каждого человека

Одним из универсальных способов уменьшить свои риски и сохранить свое имущество, в результате получения выплат, является страхование. В случае возникн...