ГлавнаяАналитические статьиСтатьиСертификат в салон красоты — лучший подарок

Свободные и особые экономические зоны России

Особые экономические зоны – инструмент, необходимый, чтобы привлечь частный капитал в экономику. Также он служит для усиления роли науки и создания конкурентноспособной экономической модели. ОЭЗ используются в разных странах. Вопросами ОЭЗ занимается подразделение ООН – ЮНИДА. Уже к 2007 году ОЭЗ были созданы в 120 странах мира, всего их было около трех тысяч. На настоящий момент эта цифра значительно выше. Можно выделить четыре основных тепа ОЭЗ, существующих в мире.

Это, во-первых, зоны свободной торговли. Такие ОЭЗ располагаются в Италии, Латвии, Нидерландах. Обычно в месте их расположения имеется крупный транспортный узел. Второй тип – промышленно производственные (производственные) зоны. Можно назвать Мексику, Бразилию, Южную Корею. Технополисы (технико-внедренческие зоны) или, как их еще называют, технопарки – вид ОЭЗ, основная цель которых развитие науки и продвижение в высокотехнологичных областях. Эти ЭЗ создавались в Японии, США, Западной Европе. Были они созданы также в Индии и других странах.

Очень успешными оказались ТВЗ в станах Юго-Восточной Азии, так как там особенно было развито строительство. Сведения о деталях проведения строительно-технической экспертизы, а также иную информацию и отзывы об АНО "Центр Судебных Экспертиз" можно узнать тут www.sud-expertiza.ru. Четвертый основной тип – это зоны различных услуг (сервисные). Они присутствуют в Западной Европе, странах Юго-Восточной Азии и на Кипре, в государствах Карибского бассейна. Существуют два варианта создания и развития экономических зон. Они могут создаваться согласно выработанной государственной стратегии с использованием в большей степени бюджетных средств и управляемые государственной структурой. Такие зоны характеризуются разрешительным порядком частных вложений.

Подобный способ осуществлялся, к примеру, в Китае. Более распространенный вариант, когда зона имеет управляющую компанию, которая и осуществляет взаимодействия с инвесторами. В таких зонах действует уведомительный порядок вложений. Первые попытки создать экономические зоны в России были предприняты в девяностых годах прошлого века, когда создавались свободные экономические зоны для стимуляции обрабатывающей промышленности, развития высоких технологий, осуществления выпуска новой продукции, развития транспортной составляющей инфраструктуры, вывода на новый уровень туристической сферы и санаторно-курортного бизнеса.

Самыми значительными из них были зоны в Калмыкии и Ингушетии. Регулирование деятельности в этих зонах осуществлялось не с помощью законов, а при помощи подзаконных актов. Несовершенство законодательной базы приводило к тому, что вклады инвесторов не были в надлежащей степени защищены. Эти зоны с течение времени превратились в гигантские оффшоры. Зарегистрированные в СЭЗ фирмы пользовались всеми льготами, а коммерческие операции проводили за пределами зоны. Деятельность СЭЗ в некоторой степени шла с нарушением федеральных законов.

Поэтому не удалось добиться поставленных задач, проект был свернут, и СЭЗ закрылись. Была еще одна попытка, когда уже на государственном уровне были учреждены в 1996 и 1999 годах ОЭЗ в Калининграде и Магадане. Позже они были значительно преобразованы. Развитие ОЭЗ в их современном виде началось в 2005 году, когда вышел Федеральный закон № 116, в котором регулировалась деятельность ОЭЗ, основные цели, задачи, нормы и общая стратегия. Тогда же было создано Федеральное Агентство по ОЭЗ, ныне расформированное.

В дальнейшем был принят еще целый ряд нормативно-правовых актов. При выработке нормативных актов разработчики проекта учли негативный опыт прошлого, а также специфические особенности российской экономики. Так в нашей стране прослеживалась неопределенность прав собственности в регулировании хозяйственной деятельности, большинству частных предпринимателей были недоступны финансовые расходы, необходимы на реализацию долгосрочных проектов, тормозили вложения частного капитала в различные проекты высокие налоги. В связи с этим было решено не ограничиться с государственной поддержкой ОЭЗ. Также были проведены изменения в административной и законодательной сферах.

Таким образом, хотя свободные экономические зоны не выполнили поставленных перед ними задач, но они помогли избежать многих ошибок при запуске нового проекта, проанализировать трудности, с которыми придется столкнуться, скорректировать промышленную политику государства. Этой политикой стала поддержка только перспективных отраслей, новый подход к регулированию деятельности ОЭЗ, выработка четкой стратегии, использование зарубежного опыта и постановка конкретных задач.

То есть в основе промышленной политики при запуске ОЭЗ лежали комплексные меры, целью которых было повышение конкурентной способности российской экономики и отдельных отечественных компаний на отечественном и мировом рынках. С этой целью государством создавались комфортные условия для эффективного развития компаний. В основу российских ОЭЗ легло три постулата: привлечение инвесторов путем различных льгот (налоговых, таможенных), государственного финансирования создания инфраструктуры ОЭЗ и облегченной административной политики, лояльной к инвесторам.

В России создаются ОЭЗ четырех видов. Это промышленно-производственные, инновационные (технико-внедренческие, ТВЗ), туристско-рекреационные (ТВЗ), портовые (ПОЭЗ). Создание новых зон происходит на конкурсной основе. Уже в первый год существования проекта была подана 71 заявка и отобрано 6 их них. Были созданы две промышленно-производственные зоны и четыре ТВЗ. Затем их количество значительно увеличилось, были открыты зоны и других типов. К 2007 году была разработана долгосрочная, среднесрочная и короткосрочная стратегии развития ОЭЗ.

В основном зоны ориентированы на выпуск продукции или услуг, которые будут пользоваться не только спросом на внутреннем рынке, но имеют ориентацию на экспорт. Таким образом, возможно укрепление позиций России в общемировой экономической системе. В дальнейшем проект ОЭЗ изменялся и дополнялся, а в связи с вступлением России в ВТО ожидаются существенные изменения в механизме зон в будущем.

Дополнительные статьи

История возникновения автоломбардов

Уже после окончания Второй мировой войны в США начало стремительно увеличиваться финансовое благосостояние населения, и стал довольно активно развиват...

Вы думаете открыть свое маленькое дело, связанное с компрессорами?

Неплохое решение, но для того, чтобы его претворить в жизнь, обязательно нужно знать следующее. Рынок товаров, где предлагают компрессор винтовой в...

Как начать свое дело с нуля

Очень много людей, которые мечтают открыть свое собственное дело, желают осуществить это без малейших затрат. Но к большому сожалению, реальная обст...

Энергоаудит: что это и для чего он необходим

Для того, чтобы снизит затраты на энергию, современные предприятия прибегают к помощи энергоаудита, исследования на предмет эффективного пользования...

Финансовый отчет Ватикана

В первых числах мая Ватикан впервые обнародовал свой первый за историю Святого престола годовой отчет, который подготовило управление финансовой инф...

Продажа квартир в Подмосковье в строящихся домах. Как не стать обманутым дольщиком?

Не все могут приобрести квартиру на вторичном рынке жилья, это не по карману молодым семьям и тем, кто имеет не очень высокий доход. Однако жилье в ст...

Новые сообщения форума

Нет сообщений для показа

Последние комментарии

Новости из твиттера

No tweets found.

Статьи о ценных бумагах

Некоторые особенности деловых переговоров с иностранцами

Деловые переговоры – это важный бизнес-процесс, в ходе которого объединяются взаимные интересы, решаются возникшие проблемы, а также происходит обме...

Юридическая компания «L1»: сфера деятельности и преимущества

  Юридическая компания «L1» оказывает услуги юридического характера в таких областях, как: • налоговые споры; • арбитраж; • интеллектуальная собст...