ГлавнаяАналитические статьиЭкспертное мнение

Особые экономические зоны – взгляд из прошлого

Особые экономические зоны в России существуют четырех типов: инновацинные (технико-внедренческие), промышленно-производственные, туристско-рекреационные (ТРЗ) и портовые. Два последних типа зон появились несколько позже остальных. ТРЗ создавались согласно поправкам, внесенным в закон об ОЭЗ в 2006 году. Основной их целью было вывод туристической сферы на уровень мировых стандартов, рациональное использование природных ресурсов, объектов туризма, санаторно-курортной сферы.

С помощью ТРЗ предполагалось создать комфортные условия для частных инвестиций в данную сферу, обеспечить российским курортам, туристическим центрам и санаторным объектам возможность конкурировать на мировом рынке, экспортировать услуги. Туристическо-рекреационная сфера с помощью создания ОЭЗ должна была быть перестроена по инновационному пути развития. Кроме того, создание таких зон могло помочь развитию регионов, не имеющих практически промышленного потенциала, увеличить благосостояние население и уменьшить безработицу в этих регионах.

С помощью создания ТРЗ развивалась инфраструктура регионов, а также транспортная инфраструктура вне зоны. Подход к выбору регионов для создания ТРЗ был очень тщательным. Так первоначально было подано двадцать восемь заявок, из которых большинство были отклонены вследствие неподходящих условий, некоторые не смогли пройти экологическую экспертизу. Победителями первого конкурса стали Алтай, Алтайский край, Бурятия, Калининградская и Иркутская области, Ставропольский и Краснодарский края.

Портовые зоны стартовали в июне 2007 года, когда была принят законопроект об их создании и внесении соответствующей поправки в закон. Необходимость их создания была связана с тем, что рост экономики страны находился в прямой зависимости от развития транспортной (и портовой в том числе) инфраструктуры. До создания портовых зон были предприняты попытки решить данную проблему путем реформы естественных монополий, но значительного поступления инвестиций в данные сферы это не принесло.

ПОЭЗ создавались, как инструмент для привлечения капитала и экономического развития аэропортов, портов (речных и морских). Портовые зоны представляют собой не просто участок территории страны, это система льгот и преференция, которые обеспечивают развитие портовому хозяйству, позволит ему успешно конкурировать с иностранными портами. В связи с очень дорогостоящей инфраструктурой ПОЭЗ законодательная база в их случае имеет ряд особенностей. Так портовые зоны можно создавать в местах, где уже присутствует инфраструктура, срок действия режима ОЭЗ для них продлен.

В зонах различных типов предусмотрено было освобождение от местных налогов на пять-десять лет, налога на имущество и землю, меньший налог на прибыль и некоторые другие льготы. Кроме этого предоставлялись государственные гарантии. Кроме налоговых, введены были и таможенные льготы – это свободный таможенный режим. Его сущность в том, что все иностранные товары могут ввозиться в ОЭЗ и эксплуатироваться без уплаты пошлин и применения других экономических ограничений, положенных по российским законам.

Отечественные товары вывозились по таможенному экспортному режиму, на них платился акциз, и не платилась таможенная пошлина. Однако при перемещении товаров из территории ОЭЗ в пределах РФ все необходимые по законодательству пошлины и налоги платились. Если товар вывозился за пределы РФ, то ввозные налоги и пошлины не брались, а вывозные брались согласно экспортному режиму. То есть ОЭЗ были, прежде всего, ориентированы на производство товаров для экспорта.

В них можно было ввозить сырье без уплаты пошлины, а вывозить продукт на территорию РФ с уплатой пошлин и НДС или за границу без уплаты НДС и таможенных пошлин. Налогообложение в Калининграде и Магадане несколько отличалось от прочих зон из-за особенностей их геополитического положения. До 2006 года участники Магаданской ОЭЗ освобождены были от федеральных налогов (кроме отчислений Пенсионному Фонду), а в дальнейшем резиденты были освобождены от налога на прибыль (производство и социальная сфера на территории ОЭЗ).

Последнее положение действует до конца 2014 года. В Калининградской ОЭЗ также существовал особый порядок налога на прибыль и имущество. Механизм развития российских зон включал в себя кроме льготного налогообложения еще два компонента: государственное финансирование строительства инфраструктуры и административный режим. Административный режим в ОЭЗ был максимально облегчен и позволял инвесторам оформлять все необходимые документы и решать проблемы максимально быстро, без проволочек и в одном месте (так называемая концепция одного окна).

Инфраструктура в ОЭЗ являлась краеугольным камнем развития зоны. В ее создании участвовало государство (федеральный и региональный бюджеты). Это, прежде всего, инженерная, транспортная, социальная инфраструктура. Только на период с 2008 по 2010 года на возведение инфраструктуры (строительной) было запланировано 30 млрд. рублей федеральных средств. Средства, идущие на строительство инфраструктуры, составляли уставной капитал ОАО «ОЭЗ», монопольным акционером которого стало государство. Значительные суммы были выделены на строительство аэропортов, дорог и так далее. Кроме того, примерно тридцать процентов вносил местный бюджет.

Все это привлекало не только отечественных, но и зарубежных инвесторов. В настоящий момент в Росси успешно функционируют зоны всех четырех типов. Законодательство в отношении ОЭЗ постоянно совершенствуется и изменяется с учетом новых обстоятельств, потребностей и выявленных на практике недостатков. Летом этого года страна вступает в ВТО. Не все механизмы, работающие в ОЭЗ, подходят под правила этой организации. Таким образом, ОЭЗ будут еще видоизменяться и реформироваться. Опыт других стран показывает, что возможно сделать это, не ущемляя национальных интересов и позволяя ОЭЗ остаться эффективным инструментом инновационной экономической политики.

Всему этому способствовало развитие финансовой системы России, в частности развитие автокредитов. Автокредит - тут можно взять кредит по хорошей ставке.

Дополнительные статьи

Ломбардный бизнес

Как открыть ломбард - является вопросом, который задают себе многие инвесторы решившие вложить деньги в стабильный и прибыльный бизнес. В последнее ...

Мультизональное кондиционирование

Для современных офисов характерно концентрированное размещение электронной  техники. Суммарная мощность мониторов, процессоров и ксероксов может пре...

QIWI кошелек

Большинство людей всегда пытались сделать мир вокруг себя наиболее удобным. Это дотрагивалось всех сфер жизни человека: начиная от транспорта до приём...

Металлочерепица: от чего зависит цена?

В нынешнее время уже нет нужды убеждать в преимуществе применения металлочерепицы – один из наиболее популярных кровельных материалов. Удачное сочетан...

Банковский сектор и текущие потребности

В настоящий момент взять кредит можно практически на каждом углу в городе. Каких только фирм не образовалось в настоящий момент. Деньги в займы, под б...

Успешность бизнес идеи

Каждый, отправляющийся в бушующие просторы океана бизнеса, надеется получить прибыль и стать успешным бизнесменом. Что может повлиять на успех начинан...

Новые сообщения форума

Нет сообщений для показа

Последние комментарии

Новости из твиттера

No tweets found.

Статьи о ценных бумагах

Кредитование. Эффективность

Решение о том: брать или не брать кредит вы должны принять самостоятельно. Мы же готовы поведать Вам обо всех плюсах и минусах кредитования, а также р...

Поиск работы в городах федерального значения.

Каждый, кто решил попытать счастье в столице, едет туда за высокой зарплатой и будущим карьерным ростом.