ГлавнаяАналитические статьиСтатьиДосудебное урегулирование споров

Нормативные основы создания особых экономических зон

Особые экономические зоны не чисто российское изобретение. Они давно и успешно функционируют во многих странах мира. Первые ОЭЗ появились в США в 1934 году. В нашей стране попытки создания экономических зон предпринимались в девяностых годах двадцатого века. Эти свободные экономические зоны были созданы в одиннадцати регионах, но не добились значимых результатов, однако выявили ошибки, недостатки и просчеты проекта.

Прежде всего, это слабость нормативной базы и реализация проекта без учета российских условий. Поэтому современные ОЭЗ в России имеют свои особенности, связанные с национальной спецификой. Прежде всего, это касается нормативной базы. Про правовое и административное регулирование развития ОЭЗ рассказывал Д. Р. Арутянов (статья была опубликована в журнале «Право и политика» в 2006 году).

Конечно, к настоящему времени жизнь внесла коррективы в его рассуждении, но все же основные мысли наглядно дают проследить эволюцию ОЭЗ во времени. Основной целью реформы экономики в России являлось поднятие ее уровня, повышение благосостояния населения, вливание страны в мировой рынок и способность успешно конкурировать на нем с другими странами. Для достижения этой цели необходимо было перестроить административные и правовые методы регулирования отношений между государством и предпринимателями, чему послужило создание ОЭЗ.

Из международного опыта понятно, что в ОЭЗ административное и правовое управление должно обеспечивать доступ участников проекта к нужной им инфраструктуре, защищать их от конкуренции, создавать льготный налоговый режим и комфортные условия для вложения частного капитала в проекты ОЭЗ. То есть оно должно стать одним из самых эффективных механизмов правовой и административной государственной политики.

Но, к сожалению, такое управление и регулирование предпринимательства не всегда достаточно эффективно. Отсюда проблемы в развитии предпринимательства, вызванные, прежде всего, бюрократизмом, коррупцией, различными административными препонами. Со всеми этими проблемами должен был справиться особый административный режим ОЭЗ (так называемая концепция одного окна). Одним из важнейших факторов, послуживших причиной создания ОЭЗ, является их эффективность в развитии сотрудничества с зарубежными компаниями, упрочнении положения страны на мировом рынке, продвижении науки.

В Российской Федерации деятельность ОЭЗ регламентируется при помощи общих и специальных нормативных актов, а также международных правовых норм. Прежде всего, это федеральный закон «Об особых экономических зонах» от 2005 года, а также ряд других законов, норм и соглашений. По международным стандартам экономическая зона должна иметь систему стимулирования инвестиций (льготы, преференции) и подходящее экономическое и географическое положение.

Многие зарубежные зоны располагаются на больших площадях, но для нашей станы это достаточно дорогостоящий путь. Поэтому согласно закону об ОЭЗ инновационные зоны создаются на площади два или менее квадратных километра, а промышленные на двадцати или менее. Путь законотворчества в части экономических зон был довольно тернист. Так во время первых попыток (создания СЭЗ) для каждой из них принимался свой нормативный акт или закон.

Такие акты принимались не только на федеральном, но и на региональном уровне, что приводило к путанице и недоразумениям. Отсутствовал общий закон об ЭЗ и продуманная четкая государственная стратегия, что отпугивало инвесторов, особенно зарубежных. Федеральный закон, принятый в 2005 году, был призван компенсировать эти недостатки, централизовать развитие ОЭЗ и служить выработке общей стратегии и принципов управления зонами.

В одно время был принят также другой закон, в котором дан перечень всех правовых актов, регламентирующих функционирование ЭЗ в прошлом и подлежащих изменению. Это, к примеру, Налоговый кодекс, Таможенный кодекс, ряд Федеральных законов. Так решалась проблема регулирования предпринимательской и общественной деятельности в ОЭЗ, создания нормативного фундамента, опирающегося на международные правовые нормы.

Существовало две позиции по регулированию развития ОЭЗ на государственном уровне. Многие аналитики были против административного и правового регулирования со стороны государства, опасаясь, что это создаст почву для взяточничества и коррупции. Однако сторонники этого метода были в большинстве. Экономическая зона – это, по сути, часть государственной территории, где действуют таможенные и другие преференции. Такое определение дано было еще в прошлом веке на конференции в Киото.

Закон, принятый в 2005 году в России, также определяет ОЭЗ, как участок территории страны с особым режимом предпринимательской деятельности. Он первоначально позволял создавать на территории РФ технико-внедренческие (ТВЗ) и промышленно-производственные зоны. Затем к ним добавились портовые и туристско-рекреационные. Проблема нормативного регулирования в них очень широко обсуждалась в различной специальной литературе (финансовой, экономической, правовой), на научных конференциях.

Однако единого определения, что такое ОЭЗ не существует, в связи с тем, что их виды, модификации, цели создания и механизмы развития очень разнообразны. Исследователи утверждают, что экономическая зона - обязательно является частью территории государства и остается государственной территорией. То есть – это сугубо экономическое образование, не имеющее какого-либо политического суверенитета.

Такая зона находится под действием законов своей страны, все преференции, льготы и особый режим, в ней существующий, также определяются национальными законами. Таким образом, это часть государственной территории, имеющая некую экономическую обособленность, которая выражается в особой системе льгот и преференций, не действующих на остальной территории страны. В настоящее время основы правового механизма продолжают функционировать (претерпев некоторые изменения).

Дополнительные статьи

ЧОПЫ Москвы

В наше время характеристика современной составляющей частной охранной деятельности включает в себя две группы: государственные и негосударственные...

Покупка готового бизнеса: преимущества и недостатки

Многие из наших сограждан стремятся к независимости, для чего предпринимаются соответствующие попытки по открытию собственного бизнеса. Естественно,...

Сдающих жилье припугнули участковыми

Власти столицы, которые не так давно стали проявлять значительный интерес к «серым» схемам, касающимся сдачи жилья, решили заканчивать с угрозами и ...

Услуги регистрации и комплексного обслуживания компании в Латвии

Если Вам необходима регистрация компании в Латвии, то специализированная фирма осуществит сбор документов, поможет пройти все этапы регистрации и пр...

Зачем нужны ценные бумаги?

Денежные ценные документы, которые заверяют право на имущество, называются ценными бумагами. Ценная бумага также является источником формирования для ...

Как поменять директора?

По ряду причин в процессе осуществления деятельности предприятием могут возникать ситуации, которые требуют быстрого решения и государственной регистр...

Новые сообщения форума

Нет сообщений для показа

Последние комментарии

Новости из твиттера

No tweets found.

Статьи о ценных бумагах

Как стать трейдером

Все знают, что большинство тех, кто приходит на рынок Форекс, то есть, новички, в первые несколько недель бросают это занятие. Ну а те, кто остался, п...

Интернет и работа

Развитие современных информационных технологий позволяет, любому желающему, получить дополнительный доход, не покидая своей квартиры. Особенно это пре...