ГлавнаяБанкиЦентральный банк РФ, Сочинский РКЦ

Малый бизнес в особых экономических зонах

В рамках деятельности по стимулированию и развитию малого бизнеса на протяжении уже довольно длительного времени проводились разного рода меры. Проводятся программы на разных уровнях власти. К примеру, у малого бизнеса появилась возможность вести учет по упрощенной системе налогообложения. Меры, применяемые в отношении банков, позволили сделать кредиты более доступными для малого бизнеса. Наряду с этим ведется деятельность по уменьшению административных барьеров, к примеру, упрощена процедура регистрации новых юридических лиц, уменьшается список видов деятельности, подлежащих лицензированию и др. Но пока что, несмотря на все усилия, данный сектор экономики составляет лишь 10 % ВВП.

Малый бизнес пока еще не рассматривается в качестве существенного инструмента развития регионов, дабы с его помощью преодолеть социально-экономическое отставание некоторых субъектов. Основная концентрация малых предприятий сосредоточена в Москве, Санкт-Петербурге и их областях, что составляет 40% от всего числа малого бизнеса страны. Отраслевую структуру малого бизнеса нельзя охарактеризовать как прогрессивную, ведь большая часть предприятий занята в торговой сфере, а доля инновационных компаний ничтожно мала. При такой действительности российская экономика будет еще долго зависеть от экспорта сырья.

Конечно, усилия, предпринимаемые в последнее время, не могут дать немедленного результата. Есть мнение, что данная сфера нуждается в более глубокой доработке нормативной базы, ведь существующие ныне законы, по сути, не работают на должном уровне. К примеру, крупные бюджетные распределители государственных средств производят закупку необходимых товаров у крупных производителей, в то время как, согласно закону, должны размещать не менее 15% заказов на мелких предприятиях. Реальный эффект от проводимых на законодательном уровне реформ будет достигнут только после реализации реформ не только на уровне федерации, но и в регионах и на местном уровне.

Наряду с этим, развитию малого бизнеса мешает плохое координирование действий ветвей исполнительной власти. В результате на практике получаются разного рода казусы, к примеру, когда из федерального и регионального бюджетов выделяются средства на субсидии для процентных ставок по кредитам для малых компаний, а Центробанк обязывает обеспечивать резерв средств в размере 100% под выдаваемые ссуды. Большой проблемой плохого развития малого бизнеса страны является ограниченная доступность банковских, финансовых услуг для данных субъектов экономики. Открытие банковских отделений в удаленных районах страны является убыточным делом, а значит, настала пора для инновационных технологий.

Сегодня необходимо перейти к созданию единой для всех системы финансовых услуг. Необходимо сделать ставку по использованию микрофинансирования для развития малого и среднего бизнеса. Для кредитных организаций открыты возможности для создания своих технологий в этой области. Эти вопросы находятся в настоящее время на рассмотрении в Государственной думе Российской Федерации, и хочется верить, что вскоре будут разработаны новые законы для развития малого и среднего бизнеса. В последнее время более сильной становится тенденция по перекладыванию ответственности за развитие малого предпринимательства на плечи региональной и муниципальной власти.

Для развития инновационных форм малого бизнеса требуется вложить значительные средства из бюджетов субъектов, на что у многих регионов не хватает денег. В связи с этим большинство с надеждой восприняло в 2005 году новый закон об особых экономических зонах. Уже создано специальное агентство, объявлен конкурс, в котором будут соревноваться около 30 регионов РФ за право создания на своей территории особой экономической зоны. Однако критики отмечают, что закон нацелен на преодоление двух задач, взаимоисключающих друг друга, таких как стимулирование развития экономики некоторых регионов и предотвратить их превращение в так называемый внутренний оффшор.

Отсюда столько ограничений, из-за которых затруднена реализация закона в интересах малого бизнеса. Размещение малых предприятий будет доступно лишь в технико-внедренческих зонах, ведь участник промышленно-производственной зоны будет должен за первый год работы инвестировать в собственное производство не менее чем 1 миллион евро. Такая сумма является неподъемной для большинства малых компаний. В целом предложенный налоговый режим с трудом можно назвать льготным. Как показывает зарубежный опыт, затраты на оплату труда являются не самыми крупными для инновационных компаний. Более крупные затраты предполагает закупка необходимого оборудования и аренда помещения.

Тем не менее, все же принятие закона об особых экономических зонах - это шаг вперед. Ведь в зонах будет создан институциональный льготный, а также административный режим. Предприятия окажутся освобожденными от различного рода проверок за исключением налогового и таможенного контроля. При взаимодействии с органами власти планируется ввести механизм «одного окна». На территории особой экономической зоны будут применены нормы взаимодействия государства и малого предпринимательства, которые, возможно, удастся перенять и на общефедеральном уровне.

Особые экономические зоны можно будет рассматривать, как своего рода полигон, для осуществления активной политики властей федерального уровня по развитию малого предпринимательства на местном уровне. С применением опыта ОЭЗ возможно продолжение работы в области совершенствования законодательства, и правоприменительной практики. Более свободный экономический режим способствует наиболее сильному развитию малого бизнеса на региональном уровне, об этом свидетельствует опыт свободных зон в Калининградской и Магаданской областях.

Успех дела зависит во многом не только от количества налоговых льгот и кредитования, а от системы общих условий, в которых трудятся предприниматели. В связи с этим, стоит обратить внимание на успешную практику в Калининграде, при участии консультативных служб Финляндии, Швеции и Люксембурга по вопросам предпринимательства, где акцент, в главную очередь, делается на повышение квалификации самих бизнесменов. В целом, накоплен большой опыт в вопросах кредитования малого предпринимательства в России, с выделением на эти цели порядка 170 тысяч кредитов, на сумму более 1,5 миллиардов долларов.

Этот опыт говорит о том, что даже в самых непростых условиях Российской действительности можно оказывать посильную поддержку малому бизнесу с отдачей коммерческого успеха. Таким образом, эффективность системы правительственной поддержки малого бизнеса России, зависит от правильных и скоординированных действий исполнительной и законодательных ветвей власти в вопросах совершенствования законов и правоприменительной практики. Также востребована техническая помощь от достигших немалых успехов в данной области зарубежных государств, и прежде всего стран и структур управления Европейского союза.

Нельзя также не отметить, что все это способствует преобретению лофта малым бизнесом. Как эконом класса, так и шикарных апартаментов в Мокве.

Дополнительные статьи

Расчет доходности вклада

На основании данных статистики, можно увидеть, что порядка трети наших сограждан собственные накопления хранят в банках. При этом большинство вкладч...

Аутсорсинг от «VIP Кредо»

Компания «VIP Кредо» предлагает современную и перспективную форму взаимовыгодного сотрудничества в области финансов и бухгалтерского учета — аутсорс...

Рынок недвижимости и продажа квартир

Зачастую продавцами при желании продажи собственной квартиры предпринимаются попытки самостоятельных действий, которые направлены к конечному результа...

Представление интересов организации

Суды общей юрисдикции рассматривают такие споры, которые возникают между семейными отношениями, гражданскими, трудовыми, жилищными, и пр. отношениями ...

Банки

В Российском законодательстве установлено, что различные организации, независимо от их формы и собственности: • Хранение денежных средств в банке;...

Торговое холодильное оборудование: от чего зависит цена?

Представить работу мелких и больших предприятий общепита и торговли без специального холодильного оборудования, предназначенного для непродолжительн...

Новые сообщения форума

Нет сообщений для показа

Последние комментарии

Новости из твиттера

No tweets found.

Статьи о ценных бумагах

Особые экономические зоны в Сибири

В Сибирском федеральном округе формируются 5 особых экономических зон и 2 технопарка. Важная задача для Сибири – перейти от сырьевой экономики к иннов...

Почему не выдают автокредит?

Автокредитование даёт заемщику шанс реализовать свою мечту о личном автомобиле. В последнее время банки существенно усилили объемы выдачи данного ви...