ГлавнаяАналитические статьиСтатьиТрейдеры готовы рисковать на Форекс

Искоренение коррупции

В настоящее время в области политики одной из основных тем является борьба с коррупцией. Большинство людей уверено, что с этим явлением никогда не будет покончено, и не питает иллюзий относительно уменьшения масштаба проблемы. Этому есть исторические, культурные и политические обоснования. Опыт других стран в области борьбы с коррупцией малопригоден, так как этот процесс весьма специфический, и опыт других стран интересен, но мало применим к нашей действительности.

Эта проблема требует изменений институционального плана, а не возложения борьбы на плечи полицейских и правоохранителей. Необходимо трансформировать сами правила игры, которым подчиняются экономические и политические агенты, но сделать это необходимо таким образом, что бы коррупция была, не просто запрещена, а сделать ее невыгодной для заинтересованных лиц.

В нашей истории за последнее десятилетие можно найти пример кардинального изменения поведения субъектов экономики и политики, при поменявшихся правилах игры, и как результат – к победе над коррупцией. Речь идет об особых экономических зонах (ОЭЗ). С помощью этого инструмента, еще в конце восьмидесятых годов, проводилось стимулирование активности экономики, но результаты были крайне негативные.

Изначально идея была такая: использовать положительный опыт Китая и добиться роста экономики страны, создав точки преодоления кризисной ситуации, привлечь новые технологии и инвестиции. Но благие намерения положительного исхода не принесли, скорее наоборот. Почти все экономические зоны подверглись криминалу и затяжной коррупции. Существование зон в конечном итоге привело к высокому уровню теневой предпринимательской деятельности, неуплате налогов, а порой и к убийствам.

Сейчас объяснить такой ход событий несложно. Увеличивался политический кризис, длившийся более 10 лет. Слабое государство непривлекательно для инвесторов, особенно крупных. Они не могли в подобной обстановке в стране войти в рынок, какими бы льготами их не манили. Зато эти самые льготы становились оптимальной средой для разного рода мошенников, как политических, так и экономических.

Условия существования зон стали объектом торга между политическими элитами регионов и федеральными властями, что отнюдь не способствовало эффективному принятию решений. Эти ситуации вызвали неприятие особых зон и желание избавиться от подобного механизма навсегда. Поэтому когда в 2001 г. Г. Грефом было предложено вновь развивать стимулирование инвестиций, многие эксперты восприняли эту задумку в штыки.

Но в процессе проводимых дискуссий выработались новые механизмы, позволившие изменить отношение к данному инструменту. Авторы, при проектировании законодательства об ОЭЗ, которое действует и поныне, заложили несколько принципов, которые снизили злоупотребления в этой области:

1) отказ от индивидуальности подхода при основании ОЭЗ.

Ныне процесс формирования зон подчиняется федеральному закону, тем самым, исключая торги между регионами и федеральными властями по поводу льгот;

2) выбор регионов для ОЭЗ осуществляется прозрачно, на основе конкурса;

3) субъект Федерации и муниципальное образование принимает участие в финансировании ОЭЗ;

4) четкое обозначение целей и задач ОЭЗ;

5) упразднение налоговых льгот;

6) ограничение по площади размеров ОЭЗ.

Исключением стали Калининградская область, в которой в силу особых условий геополитического характера, введен статус особой зоны, который регулируется специальным законом. Но это не служит основанием для неисполнения требований к принятию решений. Помимо прочего, для участников ОЭЗ были установлены ограничения, не позволяющие злоупотребление льготами.

К примеру, на льготы претендовали только юридические лица, но на ряд отраслей они не распространялись, это черная и цветная металлургии, топливная промышленность, вооружение и военная техника, и другие. За последние годы к промышленным и внедренческим ОЭЗ добавились и другие зоны. В начале их функционирования без проблем не обойтись. Но главное, что среди всех трудностей, нет самой разрушительной – коррупции.

Особенно это отразилось на авто отрасли, в частности на выкупе автомобилей. Выкуп автомобилей как подержанных так и аварийных, особенно вырос в Калининградской области, это прежде всего связано с наличием там авто производства.

Дополнительные статьи

От чего зависит цена пластиковых окон?

Большая часть людей, впервые столкнувшись с выбором окон ПВХ, просто теряется в обилии цен и технических характеристик этих изделий. Каждый знает, ч...

Тонкости понятия «юридический адрес»

Если вам нужна дешевая недвижимость за границей и вы ищите подходящую фирму, которая оказывает подобные услуги, то обязательно у данной организации ...

Металлические стеллажи: особенности конструкции и сферы их применения

С появлением во многих сферах человеческой деятельности логистических комплексов и крупных торговых помещений довольно распространенными стали металли...

Распределение ресурсов в экономике

Очень часто в условиях ограниченности ресурсов возникает проблема выбора того, что нужно производить. Не менее актуальным в этом контексте становится ...

Windows 8: сколько стоит эта операционная система?

Нередко можно услышать вопрос: «Сколько стоит Windows 8 и как купить эту операционную систему?». Цена Windows 8 зависит от версии данной системы, ко...

Ипотечные программы в России

К великому сожалению, анализ ипотечных программ в нашей стране указывает лишь на одно – действительно качественных программ, характеризуемых должной...

Новые сообщения форума

Нет сообщений для показа

Последние комментарии

Новости из твиттера

No tweets found.

Статьи о ценных бумагах

Особенности современной глобальной экономики

Современная глобальная экономика характеризуется тремя основными тенденциями. Одна из них называется конвергенция. В современной экономике она стала п...

Принципы заполнения форм ЕНВД 1 и ЕНВД 2

Принципы заполнения форм ЕНВД 1 и ЕНВД 2

Для того, что бы встать на учет в качестве плательщиков ЕНВД или снятся с него для ИП (индивидуальных предпринимателей) и других организаций нужно соб...